ВОСПОМИНАНИЯ КРУПСКОЙ О ПИСЬМЕ ЧУВАША - УЧИТЕЛЯ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ИВАНА ЗАЙЦЕВА

Бронислава Орса-Койдановская, автор книги «Интимная жизнь Ленина: Новый портрет на основе воспоминаний, документов, а также легенд» приводит воспоминания Надежды Крупской о письме чуваша – учителя Батыревского района Ивана Зайцева. Бронислава Орса-Койдановская работая над своей книгой, стремилась опираться на документальные или заслуживающие доверия источники информации, на воспоминания родных, близких, соратников и противников Ленина.
В 1937 году Н. К. Крупская получила письмо от чуваша – учителя Полево-Сундырской неполной средней школы Батыревского района Чувашской АССР – Ивана Яковлевича Зайцева. Тогда ему было 77 лет. В 1873-1875 годах он учился в Симбирской чувашской школе. В 1882 году сдал экзамен на звание учителя. В 1924 году первым из чувашских учителей был удостоен звания Героя Труда. Автор воспоминаний об Ульянове, Яковлеве, Симбирской школе. Переписывался с Крупской. Член-корреспондент Общества археологии, истории и этнографии. Автор работ по археологии, истории, этнографии. На его письмо к Крупской обратила внимание немецкий исследователь:

Иван Яковлевич – сын батрака. С 8 до 13 лет пас гусей. Страстно хотелось ему учиться, и он бежал потихоньку от отца из дома, чтобы поступить в школу. Два дня пробирался до Симбирска и хотя опоздал к началу занятий, но все же поступил в школу благодаря Илье Николаевичу Ульянову, который пожелал мальчонку. Иван Яковлевич Зайцев рассказывает, как однажды в первый год его пребывания в школе, на урок арифметики пришел Илья Николаевич Ульянов. Илья Николаевич вызвал его к доске: Зайцев хорошо решил и объяснил задачу. Илья Николаевич сказал: «Хорошо, или на место!»
«После обеда, - рассказывает в своем письме Иван Яковлевич, - ученикам была дана самостоятельная письменная работа-сочинение. Учитель задал тему «Впечатление сегодняшнего дня». При этом он объявил, что мы можем писать о любом случае из своей школьной жизни, которой сами считаем особенно важным. Одним словом, о чем угодно.
Все ученики на несколько минут призадумались, подыскивая подходящую тему. Некоторые вспомнили довольно смешные случаи из школьной жизни, а другие старались выдумывать из головы. Мне не пришлось долго искать тему, так как у меня не выходило из головы посещение урока математики директором Ильей Николаевичем и его объяснение плана решения задачи. Я и решил писать об этом.
Я написал: «Сегодня, в 9 часов утра, во время урока математики, пришел к нам г. директор, Илья Николаевич. Вызвали меня к классной доске и задали задачу, в которой несколько раз повторялось слово «гривенник». Я записал задачу, прочитал ее и стал планировать ход решения. Г. директор, Илья Николаевич, задал мне наводящие вопросы, и тут я заметил, что Илья Николаевич чуточку картавил и слово «гривенник» выговаривал «ггивенник». Это врезалось мне в голову и заставило думать: «Я ученик, и то умею правильно произносить звук «р», а он, директор, такой большой и ученый человек, не умеет произносить звук «р», а говорит «гг».
Далее я писал о кое-какой мелочи и на этом кончил сочинение. Дежурный собрал тетради и сдал учителю, В. А. Калашникову.
Через два дня, после обеда, на уроке должно было быть изложение прочитанной статьи. Нам раздали наши тетради. Все бросились смотреть отметки. Одни радовались, другие так себе, не высказывали ни радости, ни горя.
Учитель Калашников умышленно оставил мою тетрадь у себя. Потом, швырнув мне тетрадь в лицо, с возмущением сказал: «Свинья!»
Я взял тетрадь, раскрыл ее и увидел, что мое сочинение перечеркнуто красным крестом, а в конце его стоит отметка «0» - ноль. Потом подпись. Я чуть не заплакал. Слезы выступили от глаз. Я от природы был прост, наивен, впечатлителен и правдив. Таким я и остался на всю жизнь.
Во время письменной работы в класс вошел Илья Николаевич. Поздоровались и продолжали работу. Илья Николаевич ходил между партами, кое-где останавливался, наблюдая за работой. Дошел и до меня. Увидел на моем прошлом сочинении красный косой крест и отметку ноль, положил одну руку мне на плечо, другой взял мою тетрадь, стал читать. Читает и улыбается. Потом подозвал учителя, спросил: «За что вы, Василий Андреевич, наградили этого мальчика орденом красного креста и огромнейшей картошкой? Сочинение написано грамматически правильно, последовательно, и нет здесь ничего выдуманного, искусственного. Главное – написано искренно и вполне соответствует данной вами теме».
Учитель замялся, сказал, что в моем сочинении есть места, не совсем удобные для начальствующих, что будто он… Директор И. Н. Ульянов, не дав ему договорить, перебил его и сказал: «Это сочинение – одно из лучших. Читайте заданную вами тему: «Впечатление сегодняшнего дня». Ученик написал именно то, что произвело на него наибольшее впечатление во время прошлого урока. Сочинение отличное». Потом он взял мою ручку и в конце сочинения написал: «Отлично» - и подписался «Ульянов».
Этот случай я никогда не забуду: его нельзя забыть. Илья Николаевич доказал, насколько он был добр, прост, справедлив


1000073684


(Орса-Койдановская Б. Интимная жизнь Ленина: Новый портрет на основе воспоминаний, документов, а также легенд. Минск: БАДППР, 1994, С. 9-11).